По результатам недавних исследований, около 60% организаций позитивно оценивают удаленный режим работы, поэтому они не отказываются от офисных помещений, а стараются модернизировать их для более комфортной деятельности в смешанном формате.
При этом не менее 25% арендаторов желает переехать в новый, более просторный офис, а половина опрошенных компаний собираются заняться благоустройством помещений, в которых они проводят значительную часть времени.
Офисы будут подвержены различным изменениям в связи с эффективной новой моделью комбинированной работы. Стандартная пятидневка сменяется форматом три на два: три дня сотрудники проводят на работе, а затем два дня в дистанционном режиме.
В любом случае помещения по-прежнему необходимы для очных встреч и общения с коллегами. По этой причине "Google" расширяет офисное пространство в несколько раз, хотя количество сотрудников на удаленке растет. Компания настаивает на том, что нельзя отказываться от рабочего сообщества, формируемого лишь при общих сборах.
Смешанный формат работы оставляет часть офисных мест пустыми, в целом не используется от 30 до 50% пространства, и арендаторы вынуждены переплачивать за лишние квадратные метры. Однако сократить офисное помещение сложнее, чем может показаться.
Как же решить проблему лишнего пространства?
Один из самых логичных вариантов - отказ от его части. К примеру, в случае аренды сразу нескольких этажей, можно оставить только один. Хотя с этим могут возникнуть проблемы, ведь большая часть арендодателей не дают согласия на изменения условий договора, поскольку не хотят лишаться части дохода. Иногда для сохранения выгоды арендаторы сдают часть своего рабочего пространства в субаренду другим компаниям или операторам гибких офисов.
Переезд в новое место
Если переговоры с собственником не увенчались успехом, то компания вынуждена переехать в меньший офис. Но не стоит забывать о том, что потребуется потратить значительную часть времени и средств на самостоятельный ремонт и подготовку арендованного помещения. В среднем стоимость работы будет от 50 до 100 тыс. рублей за квадратный метр. Конечно, дешевле и проще обосноваться в месте, которое прежде снимала другая компания, но оно может быть предназначено совсем для других целей.
Аренда коворкинга
Пик развития коворкинга пришелся на период пандемии, причем не только в крупных городах, но и регионах. В 2020 году рост гибких пространств составил почти тридцать процентов. Такие крупные компании как "Ozon", "МТС" и "Сбербанк" также переместили свои офисы в коворкинги.
Одним из главных недостатков подобных помещений является отсутствие возможности индивидуального креативного оформления компании арендатора. Большинство операторов накладывают жесткие ограничения по части элементов фирменного стиля. Также придется вкладываться в общее информационное обеспечение, а также самостоятельно заботиться о защите личных данных.
Во многих случаях коворкинг - это вынужденная мера, альтернатива тратам на строительство и отделку офиса.
Использование модели built-to-suit (BTS)
Данный формат подразумевает строительство по запросам определенного заказчика, с учетом подписания договора долгосрочной аренды. Благодаря этому, арендатор экономит 100-150 млн рублей, которые были бы потрачены при переезде, и имеет возможность расходовать эти деньги на развитие своего бизнеса.
Этот вариант объединяет в себе положительные стороны коворкинга и гибкого офиса: клиент получает созданное специально по его запросам рабочее пространство и при этом платит только за аренду, перекладывая всю ответственность за ремонт и обслуживание на оператора.
Изменение дизайна пространства
Существует ещё один вариант оптимизации офисного места: вместо сокращения площади сделать редизайн, то есть осуществить некоторые внешние изменения, которые будут способствовать улучшению рабочих условий. К примеру, помещениям, используемым для встреч и совещаний, потребуется переоборудование не менее 70% площади под переговорные комнаты и конференц-залы. Для этого компании могут обратиться к операторам, которые смогут создать комфортный и функциональный офис.
Будущее офисной недвижимости
В связи с постепенным переходом людей на смешанный формат работы, опции офисов постепенно претерпят изменения. На данный момент около 50% компаний настроены на оптимизацию своих рабочих пространств в сторону комфорта и удобства, а также улучшение инфраструктуры для своих сотрудников.
В каталоге нашего сайта вы можете подобрать коммерческую недвижимость любого формата самостоятельно, а также можете связаться с нами по телефону +7 (812) 912-13-63, и менеджеры предложат подходящие для вас варианты аренды, купли, продажи недвижимости в Санкт-Петербурге.